Сравнение 5D платформ на рынке.
Сравнение 5D
платформ на рынке.
Сейчас на рынке 4D-5D-9D-XD кино существует множество крупных и
мелких игроков. За 3 года работы наши специалисты проанализировали “до винтика”
подавляющее большинство из них. Но в ответе на вопрос – а какую новую, или платформу со вторичного рынка
купить - мы можем дать лишь
рекомендации. Это примерно как ответить на вопрос – а какую мне музыку
послушать или машину купить.
Не будем вдаваться в исторический экскурс многолетнего
прошлого, что всё 5D в России начали всего несколько человек, они разработали
первые образцы, потом разошлись, потом начали конкурировать, и так далее и тому
подобное. Сейчас это интересно лишь ценителям истории. Нам надо лишь понять
одно: на Российском рынке принципиально представлены 2 типа динамических 5D платформ.
Электрические и гидравлические. Они имеют как свои плюсы так и минусы.
Так же по проекционным системам. Представлены как
поляризационные 2-х проекторные системы с различными типами поляризации, так и
активное стерео.
Каждый производитель динамических 5D платформ
обычно слабо дорабатывает своё “детище”, т.е. то, что выпустили n лет
назад, несмотря на все конструктивные дефекты продолжают продавать и по ныне. А
если доработки и есть, то они минимальны. Исключения из этого правила конечно
же есть, но они лишь подтверждают правило, к сожалению.
Итак рассмотрим плюсы и минусы конкретных динамических
платформ конкретных производителей. Сразу оговоримся – абсолютного лидера среди
них не существует.
Stereolife.
Производитель из Белоруссии, больше всего продавший платформ
в России (в остальных странах тоже хватает). Имеет свою студию для производства
райдов.
Плюсы.
По сути это единственный производитель предлагающий “бизнес
под ключ” на рынке. Весь павильон собирается вокруг каркаса. Всё
стандартизировано. Куда повесить проектор, где закрепить вентиляторы и прочая и
так далее. 220В против 380В входного напряжения как у большинства конкурентов.
Удобное ведение статистики – нажал пару кнопок и видишь количество посетителей
за заданный период. И прочая и прочая. Поэтому эти кинотеатры популярны у “сетевиков”.
Но дьявол как говориться в деталях.
Минусы.
Отвратительно-паралитическое движение платформы. Платформа
может менять свою скорость движения (соответственно и направление) не чаще, чем
раз (в среднем) 0.5-0.7 сек. Соответственно ни каких мелких нюансов движения на
экране она повторить не сможет. И это лечится только заменой контроллера только на контроллер от других
производителей.
Так же динамическая платформа не способна стоять на одном
месте в не выключенном состоянии. Так что если по среди фильма есть статическая
сцена – платформа всё равно будет двигаться.
Не возможность на неё поставить полноценные интерактивные
игры и другое подобное ПО, генерирующее перемещение платформы в реальном
времени.
Вентиляторы, находящиеся под как правило не очень хорошо
натянутым экраном во время своей работы на максимальных оборотах начинают
раскачивать его так, что у зрителя весь 3D эффект пропадает, так как глаз не
успевает сфокусироваться. Причём решается это только “колхозными” методами типа
подкладывания сзади экрана фанеры/ДВП, либо радикально – отказом от каркаса.
Так же постоянно забивающиеся форсунки доставляют
операторам, обслуживающим аттракцион море удовольствия, когда они с
регулярностью зависящий от качества дистиллированной воды, которую можно
достать в данном регионе – то есть с периодичностью от недели до месяца
ковыряют иголками шприца эти форсунки. Особенно приятно когда оказывается что
очередная причина не прохождения воды не сама форсунка, а пневматическая (т.е.
рассчитанная только на воздух!) железная трубочка, которую даже в Москве не
всегда просто найти.
Дорогие “фьючерсы” (пакеты мультфильмов, даваемых на
определённый срок). Благодаря пиратам цена в последние несколько лет снижалась,
но все ещё для многих не сильно проходных мест остаётся запредельной.
По то, что бачки для воды, которые сами чуть больше
напёрстка находятся прямо над достаточно дорогими электродвигателями и в
непосредственной близости опять-же НАД всей электроникой вместе с контроллером,
про элементарное отключение датчиков благодаря которым оператор может
обманывать владельца, про без лимитные всего 9 фильмов, которые даются ВСЕМ, и
соответственно зритель их скорее всего уже видел (продаж-то по стране больше
всего), и так далее и тому подобное упоминать не будем.
Выводы.
На волне любви людей к 5D такой подход прокатывал. Человек ставил
себе “машинку для печатанья денег” и надо было лишь не забывать забирать
наличность. Сейчас зритель избалован. Ему нужно качество, так что лучше
присмотреться к конкурентам, хотя однозначно отвергать этот вариант не стоит. Если
точка установки “проходная”, то “пипл схавает”. Всё же для прокатчика много
очевидных плюсов.
High technologies
Плюсы.
Без преувеличения сказать самая лучшая динамическая
платформа на рынке. Наши специалисты во время экспериментов на динамику
раскачивали её так, что ножки от пола отрывались во время движений.
Частота дискретизации более 100 кадров в секунду
обеспечивает завидную слитность любого перепозиционирования.
Первые пару месяцев работают датчики наличия пассажиров
практически не сбоя, если платформа ими была оборудована изначально.
Производитель не ограничивает вас с мультиками. Если вы
достали откуда-то ещё несколько – сами сможете их туда подложить. Так же можете
сами доставить дополнительные эффекты, прописать к ним 5D дорожки. А
если лично Чистякову сильно понаделаете, можете даже редактором на движения
платформы разжиться. :)
Минусы.
Это гидравлическая платформа. Это значит постоянное масло на
полу, регулярные ТО и прочие “прелести”.
Не самый лучший прямо сказать комплект мультиков получаемых
от производителя. А “хитовых” они вообще не распространяют. Полагаю, что из-за
проблем с пиратством правообладатели с ними не связываются.
Поляризационная система не самого лучшего качества – это
значит блеклые, тёмные цвета и не менее 5-10% информации для противоположного ракурса
видно глазу. Плюс к тому многие прокатчики даже не знают о том, что
поляризационные фильтры надо менять. То есть года через 3 зритель особо не
видит разницы что в очках, что без них.
Так же изначально фильтры шли линейной поляризации. Для
статического кино это не плохо, но при наклоне головы из-за движения платформы
стереоэффект ослабевает в плоть до полного отсутствия, при наклоне в 45
градусов, а дальше ракурсы меняются местами.
Платформой управляет самый дешёвый компьютер, которые
способен “потянуть” эту систему. Там сэкономлено на всём. Если соберётесь
ставить альтернативное ПО – будьте готовы покупать новый компьютер.
Выводы.
Хорошая платформа для тех, кто не боится испачкать свои руки
маслом или у кого для этого есть выделенный специалист. Устройство у неё очень
простое.
Star Technology
/ISP
Не будем разбираться кто откуда произошёл. Платформы по сути
одинаковые. Это 2-х или 3-х степенная “электрическая” платформа с очень хорошей
амплитудой движения.
Плюсы.
Одна из лучших электрических платформ на рынке. Амплитуда
движений очень хороша.
Собственная студия мультфильмов.
Благодаря пиратству (прежде всего бывших инженеров этих
контор) цены на фильмы находятся на приемлемом уровне.
Минусы.
Не стабильное ПО в плане лицензирования, вызывающее кучу
нареканий у пользователя.
Достаточно требовательна к качеству электрической сети. Если
хоть одна “фаза” “просела” – начинаются сбои в работе платформы.
Так же платформа очень требовательна к распределению веса
пассажиров. Два массивных родителя на одной стороне платформы и два дитяти (или
вообще ни кого) на другой - способны достаточно быстро вывести её из строя.
Выводы.
Добротная электрическая платформа. Не очень “резвая”, но
благодаря амплитуде частично компенсирует этот недостаток. А многим даже
нравится именно такой вариант.
Total interactive
Плюсы
Самое качественное 3D на рынке. Благодаря эмиттеру
собственного производства основанного на определённом VGA сигнале.
Неплохая динамика у платформы.
ПО постоянно совершенствуется. Добавляются новые возможности
(реклама и пр.).
Своя студия производства мультфильмов.
Есть теоретическая возможность “подложить” свой контент. На
практике не шифруя подложить удаётся не всегда.
Минусы.
Это гидравлическая платформа. Это значит постоянное масло на
полу, регулярные ТО и прочие “прелести”. Хотя гораздо реже эти ТО, чем у
конкурентов благодаря особенностям конструкции.
Подключение проектора только по VGA. Это значит, что все границы резких
переходов будут двоиться даже на самых качественных проводах. И от этого ни
куда не уйти.
Излишне сложная система компьютеров. Два. Один сервер,
который крутит мультики, один для терминала управления. Лишние звенья – это лишние
затраты на обслуживание и лишняя головная боль, если что-то перестало работать.
Движения платформы дискретны с очень маленьким FPS (порядка 18 кадров в
секунду). Это значит что любое перемещение будет состоять не из одного
слитного, а из серии небольших движений, ощущаемых как рябь. Наши специалисты с
помощью альтернативного ПО настраивают эти платформы, что бы они начинали
немного запаздывать. Тогда рябь уходит, но появляется хоть и практически не
заметное, но всё-таки запаздывание.
Выводы.
Оправданный выбор из-за надёжности и базового комплекта
мультиков.
АЕТ
Плюсы
Бешенная (для электрической платформы) динамика. Вполне на
уровне хорошей “гидравлики”.
Модульность. 2 кресла/модуль – это удобно.
Простая система защиты, которая позволяет “меняться”
роликами и/или продлевать свои.
Минусы.
База мультиков у производителя большая, но хитов там очень
мало.
Эмиттер для очков – это обычная пирамидка от NVIDIA. Т.е. зритель чуть не так повернулся – стерео
пропало. Так же у неё есть просто свойство “отваливаться из системы”.
(особенно страдали первые) очень небрежное качество сборки.
Всё на “соплях”. Куча тонких проводов по залу и так далее. Естественно это все
добро приходится периодически перепаивать. Сейчас с этим гораздо лучше, но если
будете брать б/у – осторожнее.
Выводы.
Электрическая платформа с очень хорошей динамикой.
Другие производители.
На рынке сейчас присутствуют ещё достаточно большое
количество производителей. Причём выпустивших так же не одну сотню платформ. Но
они или сильно уступают упомянутым выше, или создали свои дистрибьюторские
сети, а от остальных своих клиентов практически отказались, или банально
копируют полностью платформы с описанных выше производителей, а показывают
высокие продажи исключительно благодаря хорошо подвешенному языку людей из
маркетингового отдела.
Прокат 5D, как он
есть.
В текущий момент этот весьма специфический и без того тесный
рынок 5D кинотеатров пережив несколько лет назад настоящий бум - “схлопывается”.
Всё меньше людей начинают ходить на эти аттракционы. И то, что изначально
приобреталось как машинка для печатанья денег (до сих пор практически всеми
производителями так позиционируется этот бизнес, где 2млн рублей окупаются чуть
ли не за 3 месяца) начинает приносить убыток. Почему?
1.
У нас 90% кинотеатров находятся в удручающем
состоянии. Прогоревшие поляризационные фильтры, севшие лампы проекторов, не
работающие эффекты, и даже сами
платформы находящиеся буквально на последнем издыхании ни как не могут
порадовать зрителя. А зритель ходит испытать положительные эмоции и выплеснуть
адреналин. Но видя эту убогость приходить второй раз многим просто не хочется.
2.
Нулевой маркетинг. Прокатчик вывалил все свои
10-30-50-100-200 фильмов в показ, и думает, что зритель сам к нему попрёт. Ни
рекламы, ни ротации (новинка каждую неделю-две просто не обходима, иначе это
всё превращается в болото), ни прочих простых ухищрений для привлечения
клиента. Да и отсутствие мотивации у оператора по количеству зрителей самым
пагубным образом влияет на бизнес – большинство на фиксированной зарплате сидит.
Точнее даже не сидит в постоянно отлучается то в туалет, то покурить.
3.
Сейчас у многих дома появилось 3D. А так как большинство
людей визуалы, то сильно новых ощущений 5D не даст.
4.
Кризис. Тут, думаю, всё ясно.
Пиратство.
На этом рынке оно всегда существовало и существовать похоже
будет. Бывшие сотрудники, “забывшие стереть” с собственных ноутбуков “определённые
файлы”. Сами производители платформ, которые постоянно “забывают” своим
клиентам давать письменные свидетельства о покупки лицензии, т.е. не показывают
правообладателям свои реальные продажи. Прокатчики, нащупавшие брешь в системе
защиты ПО. И прочая и прочая.
Говорить, что это однозначно плохо – не совсем корректно. Место
в проходном ТЦ в центре Москвы рядом с футкортом или кинотеатром даёт не
соизмеримо больше денег не смотря на все аренды, чем место в парке не богатого
городка с населением 50-100тыс. И если хозяин первой “точки” без проблем отдаст
$5000-$8000 в год на лицензии, то у второго эта цифра может оказаться годовым оборотом, и у него встанет выбор или
идти к пиратам, или закрываться, возможно оставшись в глубоком “минусе”.
Производители платформ апеллируют к тому, что без денег их клиентов они не смогут снимать новые
фильмы. Это действительно так. Но есть сейчас смысл в новых роликах? Всего в
мире (по разным оценкам) от 800 до 1500 5D роликов. Например, в нашей коллекции их
более 300. То есть даже если отсеять весь откровенный хлам, то 4-5 лет постоянной ротации без проблем
можно отработать. А к тому времени вообще весь
этот бизнес скорее всего изменится.
Это не говоря о том, что больше половины снимаемых сейчас в
России роликов – откровенный плагиат на удачные райды студий-конкурентов. Даже
названия не стесняются друг у друга копировать.
Качество прокатной продукции.
Лицензионные 8-30 фильмов, покупаемые за приличную сумму
денег как правило имеют относительно не плохое качество видеоряда и звукового
ряда, достаточно хорошее сочетание 5D дорожки и того, что происходит на
экране. Т.е. зрители остаются как правило довольны. Правда идеального “сведения”
добиваются не все производители. Есть лицензионные фильмы, движения которых
могут отставать или опережать видеоряд до 0.5-0.8 сек. Это считается у них
нормой. Так же нормой считаются артефакты кодирования в wmv, хотя некоторые динамичные сцены
состоят целиком из них.
Из тех фильмов, которые “ушли” от Yotta или High
technologies – все малодоходные. Их можно достать даже бесплатно и “положить” в
большинство плееров. Но спросом они у зрителя не пользуются.
Так же сейчас много откровенных пиратов, большинство из
которых не зная способа скопировать файл без потери качества снимают экранные
копии или “дампят” воспроизводимое видео другими способами. Но даже в самом качественном варианте
происходит перекодирование уже сильно ужатого видео, и качество очень сильно
падает. Конечно, так поступают не все.
Но многие. Это надо понимать тем кто решит к ним обратиться.
Будущее 5D индустрии.
Рынок
сейчас существенно меняется.
Во-первых происходит вытеснение не качественных прокатчиков.
Они портят репутацию не только себе, но и в целом индустрии. В связи с кризисом
сейчас это ускоряется.
Во-вторых – виртуальная реальность. Это шлемы Oculus rift и
его подражания ещё не скоро войдут в большинство домов. Так что пока это
аттракцион для желающих получить острые ощущения.
Ну и в-третьих в моду входят интерактивные одноместные
аттракционы. Опять-же в основном в паре со шлемами виртуальной реальности.
А это значит постепенный уход индустрии от традиционных “павильончиков”
в залы с игровыми автоматами, где они будут по особенному выделаться
отрабатывая одну или несколько программ. И так же как и раньше будет
возможность посмотреть в них и традиционные ролики (5D или 360
градусные).
Причём ПО для этого уже есть. Ждём официальный релиз шлемов VR, а пока работаем на “не
официальных”, запрещённых к продаже в нашу страну…